Государственное бюджетное учреждение Республики Коми
"Республиканское учреждение технической инвентаризации
и кадастровой оценки"
Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Карла Маркса, д.197 (Вход с торца)
Информация по короновирусной инфекции Министерства здравоохранения Российской Федерации
Рекомендации по профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников
Телефоны для справок:
директор, главный юрисконсульт – 8(8212) 24-54-81
отдел по кадастровым работам и технической инвентаризации - 8(8212) 40-10-61
главный экономист, главный бухгалтер – 8(8212) 24-59-67
отдел государственной кадастровой оценки - 8(8212) 40-10-67
отдел мониторинга недвижимого имущества - 8(8212) 40-10-65
село Усть-Кулом, ул.Советская, д.76 - 8(82137)94-910
село Усть-Цильма, ул.Набережная, д.23 - 8(8212) 400-588
город Воркута, ул.Дончука, д.8а - 8(82151)20-247
город Инта, ул.Горького, д.5 - 8(82145) 6-36-01
село Койгородок, ул.Советская, д.30 - 8(82132) 91-109
село Айкино, ул.Центральная, д.114 - 8(8212) 44-63-26
город Емва, ул.Дзержинского, д.106 - 8(82139) 24-0-11
село Ижма , ул.Советская, д.57 - 8(82140)94-4-81
город Усинск , ул.Нефтяников, д.38 - 8(82144)26-0-40
город Печора , Печорский проспект, д. 24а - 8(82142)35-9-61
город Ухта , ул.Октябрьская, д.13 - 8 (8216) 76-01-10
телефон доверия - 8(8212) 24-54-81
e-mail: rbti_jur@mail.ru
Оспаривание результатов кадастровой стоимости
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами, если они затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Прежде чем оспаривать кадастровую стоимость, нужно уточнить, по правилам какого закона это делать.
Статьей 24 Закона № 237-ФЗ о государственной кадастровой оценке на территории Российской Федерации установлен переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (далее - переходный период) к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов.
В течение этого времени действуют два закона. Какой именно из них применять, чтобы оспорить кадастровую стоимость, зависит от ситуации.
Ситуация 1. Кадастровую оценку нужно оспаривать по правилам Закона № 237-ФЗ, если ее провели по правилам этого закона. Полноценно закон начнет действовать на территории страны с 1 января 2020 года.
На территории Республики Коми в 2018 году проводится государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения. Только в отношении данных земельных участков, оспаривание кадастровой стоимости будет проводиться по правилам Закона № 237-ФЗ о государственной кадастровой оценки после принятия Акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, который должен вступить в силу 1 января 2019 года.
Ситуация 2. Кадастровую оценку нужно оспаривать по правилам Закона № 135-ФЗ, если ее провели по правилам этого закона. Этот закон применяют, чтобы оспорить кадастровую стоимость, которую определили или начали определять до 1 января 2017 года, а также ту, которую определили по правилам Закона № 135-ФЗ в переходный период.
В настоящее время процедура оспаривания кадастровой оценки прописана в Федеральном Законе №135 и в Федеральном законе №237. Проанализировав данные законодательные акты, стоит выделить некоторые изменения в процедуре оспаривания.
|
ФЗ №135 «Об оценочной деятельности» |
ФЗ №237 «О государственной кадастровой оценке» |
Кто может оспаривать результаты |
Юридические лица, физические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления |
|
Где оспариваются результаты кадастровой оценки |
Комиссия по рассмотрению споров, суд. Для юридических лиц обязательно предварительное обращение в комиссию. |
Комиссия по рассмотрению споров, суд. Предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Нет четких указаний о необходимости создания комиссий к определенному сроку. Ст.22 ФЗ №237-ФЗ можно толковать так, что создание комиссии – это право госоргана субъекта РФ, а не обязанность. |
Формирование комиссии |
Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации |
Комиссия создается уполномоченным органом субъекта РФ на территории соответствующего субъекта РФ |
Основания для пересмотра результатов ГКО в комиссии |
· недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; · - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. |
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, - заявления об исправлении ошибок будут рассматривать бюджетные учреждения, созданные госорганом субъекта РФ, которые по решению последнего осуществляют ГКО и подписывают отчет. Они вправе исправлять ошибки, влекущие уменьшение кадастровой стоимости. |
Сроки рассмотрения |
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления. |
Тоже. При этом Комиссия в течение 3х рабочих дней со дня принятия заявления об оспаривании направляет отчет об оценке рыночной стоимости в бюджетное учреждение. |
Кадастровая стоимость недвижимости может быть установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в судебном порядке.
С принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) на законодательном уровне произошло закрепление порядка осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. С 15 сентября 2015 г. результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества подлежат оспариванию в порядке административного судопроизводства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", административным истцом в суд могут быть заявлены следующие требования:
- об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;
- об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
Требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями, например, о пересмотре налоговых обязательств, арендных платежей. В принятии таких административных исковых заявлений судом или будет отказано, или они подлежат возвращению.
Административное исковое заявление подается в Верховный Суд республики, краевой, областной суд, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость.
Административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости подаются:
-юридическими и физическими лицами, владеющими объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;
- лицами, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности;
- органами государственной власти, местного самоуправления - в отношении объектов государственной или муниципальной собственности;
- федеральными органами исполнительной власти - в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
- бывшими собственниками объекта недвижимости, если результатом кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица, как налогоплательщика в налоговом периоде, в котором подано заявление;
- участниками долевой собственности на недвижимое имущество (независимо от согласия других сособственников недвижимости);
- арендаторами недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта кадастровой недвижимости;
- лицами, имеющими исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если выкупная цена такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Содержание административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и прилагаемые к нему документы определены в ст. 246 КАС РФ, а также с 1 января 2017 г. в ч. 9 ст. 22 нового Федерального закона "О государственной кадастровой оценке".
К заявлению об оспаривании прилагаются:
- выписка их Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
Также следует учитывать общие требования, предъявляемые к административному исковому заявлению (ст. ст. 125, 126 КАС РФ).
В административном исковом заявлении административный истец должен привести сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение (п. 4 ч. 2 ст. 125 КАС РФ), в противном случае административное исковое заявление может быть оставлено судом без движения, а в случае не устранения недостатков - без рассмотрения.